Александр Бурков
временно исполняющий обязанности Губернатора Омской области

ДОКЛАД Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области В.И.Назарова «Об основных итогах работы Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области в 2016 году» /15 июня 2017 года

ДОКЛАД Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области В.И.Назарова «Об основных итогах работы Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области в 2016 году» /15 июня 2017 года

Скачать информационный материал.

 

 

Уважаемый Владимир Алексеевич!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания
Омской области и приглашенные!

В соответствии с Уставом Омской области представляю вам ежегодный отчет о результатах деятельности регионального Правительства в 2016 году.

Прежде всего хочу поблагодарить всех депутатов за совместную плодотворную работу. За то, что независимо от своих политических убеждений вы в первую очередь заботились о благе своих избирателей и осознавали свою ответственность перед ними. Я обращаюсь как к предыдущему составу Законодательного Собрания, так и к нынешнему.

Уже обновленным составом был рассмотрен и принят областной бюджет, а также ряд важнейших законов. Принятые решения о поддержке региональной экономики и повышении эффективности бюджетных расходов позволили сохранить социальную стабильность в регионе.

Серьезных вызовов в прошлом году, конечно, было немало. Ликвидация последствий паводка, сложные условия посевной кампании, большой объем ремонта дорог… И все это – в условиях, «недружественной» макроэкономической ситуации и жесткой экономии бюджета на всех уровнях.

Но нам удалось дать этим вызовам системный ответ.

Региональное Правительство приняло все необходимые меры, чтобы стабилизировать ситуацию, сохранить сбалансированность бюджета и не допустить социальной напряженности.

Об этом говорит статистика. Уборочная кампания завершилась в срок и с высокими результатами. К концу года началось оживление в промышленности. Выросли финансовые результаты компаний. Инфляция снизилась до 4,5%. С некоторым временным лагом восстанавливается рост реальной зарплаты и потребительской активности. И что особенно важно – областной бюджет исполнен по итогам прошлого года с ростом по доходам на 5,9%. Динамика этого года обнадёживает еще больше – прирост 14% за 5 месяцев.

Повестка прошлого года, как я уже отметил, была насыщенной. Самым ярким событием для всех омичей стало празднование 300-летия Омска. Подготовка к празднику шла не один год в соответствии с утвержденным на федеральном уровне планом.

Результатом стал ввод в эксплуатацию 27 объектов городской инфраструктуры и социально-культурной сферы, из которых 4 введены в прошлом году. На строительство всех объектов в общей сложности направлено 30 млрд. рублей из бюджетов всех уровней. Из-за непростых для нашей страны внешнеэкономических условий федеральная поддержка была существенно скорректирована по сравнению с первоначальным планом. Но это не помешало нам достойно встретить 300-летие.

В дни юбилея Омск посетили не только представители федеральных органов власти и разных регионов России, но и зарубежные делегации из 8 стран.

Была организована яркая культурная программа. Прошли международные фестивали «Академия» и «Диалог-Классика», несколько праздничных концертов. При содействии Правительства Москвы состоялись художественные выставки.

Завершился капитальный ремонт Омского государственного цирка.

Знаковым событием стало открытие Воскресенского собора. Это еще один шаг к восстановлению прежнего облика города и сохранению исторической памяти. Как сказал великий русский ученый Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Год 300-летия Омска совпал с Годом российского кино. Культурная жизнь наполнилась фестивалями: «Киносозвездие России», «Любительское кино Плюс Профи» и, конечно же, кинофестивалем дебютов «Движение».

Сегодня наш регион в числе лидеров по развитию сельских кинотеатров. При содействии Фонда поддержки отечественной кинематографии в прошлом году в районах области открылись после ремонта 9 кинозалов. До конца этого года еще 20 сельских кинозалов начнут показывать фильмы в формате 3D.

Отмечу и открытие многофункционального центра культурного развития в Калачинске – большого, современного и долгожданного для местных жителей.

Уважаемые депутаты!

Все мы знаем, какие события сегодня происходят в мире. Межнациональная вражда, религиозная нетерпимость, терроризм. Мы должны уберечь и оградить людей от этого зла. В Омской области в мире и согласии живут представители разных национальностей и религий. Это наша гордость и наше общее достояние.

Поэтому важнейшим направлением работы регионального Правительства в прошлом году, как и раньше, было сохранение межнациональной и межконфессиональной стабильности.

Омская область на протяжении многих лет лидирует в Сибирском федеральном округе по этим показателям. Позитивную оценку нашей работе дают сами жители региона. Более 90% опрошенных омичей положительно оценивают состояние межнациональных отношений. Такая благоприятная ситуация позволяет проводить у нас мероприятия федерального уровня, направленные на повышение толерантности и развитие межнационального партнерства.

Так, в прошлом сентябре состоялся Международный форум молодых лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества. Кроме того, наш регион был выбран площадкой XXI заседания Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев. При поддержке регионального правительства открылся культурно-деловой центр «Российско-немецкий дом». В стране реализовано всего шесть подобных проектов.

Сохранять мир и согласие в регионе нам помогают общественные объединения. В прошлом году мы предоставили государственную поддержку 122 социально ориентированным некоммерческим организациям.

Активное взаимодействие с институтами гражданского общества будет продолжено и впредь. В этом году исполняется 50 лет ветеранскому движению в Омской области. Сегодня в регионе более 300 тысяч ветеранов различных категорий. Я подписал распоряжение о подготовке и проведении мероприятий, посвященных юбилею Омской областной организации ветеранов. Считаю, что органы власти, руководители промышленных предприятий и профсоюзных организаций региона должны принять активное участие в юбилейных мероприятиях.

Уважение к старшим и забота о младших – это нравственная основа общества и правового государства. Поэтому еще одно важнейшее направление нашей работы – создание благоприятных условий для семьи, рождения и воспитания детей, улучшения демографической ситуации.

В составленном Общественной палатой России национальном рейтинге рождаемости Омская область заняла 18 место среди 85 регионов страны. В прошлом году на свет появилось более 26 тыс. маленьких омичей. Уровень рождаемости у нас превысил среднероссийский. Отрадно, что нормой для современной семьи становится воспитание двух и более детей. Об этом говорит увеличение доли повторных рождений.

До конца 2018 года мы продлили срок действия программы областного материнского капитала. По предложению многодетных родителей теперь его можно направлять и на газификацию жилья.

Мы продолжаем создавать места в детсадах для наших маленьких граждан. Как вы знаете, задачу Президента Владимира Владимировича Путина – обеспечить всех детей в возрасте от 3 до 7 лет путевкой в детский сад – мы выполнили. Но я сразу говорил, что на этом мы не остановимся.

В прошлом году в области создано 1422 дополнительных дошкольных места, в том числе 245 – для детей младше трех лет. Новые садики построены в Омске и Таре. Кроме того, проведен капитальный ремонт ряда учреждений. В этом году будет завершено строительство детского сада на 110 мест в Азовском районе.

Что касается частных садиков, открылся еще один – на 240 мест. Мы по-прежнему поддерживаем развитие негосударственного сектора дошкольного образования. 26 детских садов получили субсидии из областного бюджета. Один из них – детсад «Арбуз» -признан победителем федерального конкурса «Бизнес-Успех».

Я уже частично затронул тему «майских» указов. Добавлю, что актуальной формой поддержки многодетных семей остается бесплатное предоставление им земельных участков под индивидуальное строительство. В прошлом году выделено около пятисот участков. Проблемы с этим есть в Омске и Омском районе. Здесь мы отстаем. Особенно в обеспечении участков инженерной инфраструктурой. Поэтому в ближайшее время планируется строительство внеплощадочных сетей водоснабжения к участкам по улицам Лобова и Молодова.

Мы продолжаем предоставлять квартиры выпускникам детских домов. В прошлом году новоселье отметили 253 человека.

Радует, что детей, у которых нет родителей, в нашем регионе с каждым годом все меньше и меньше. Уже 91% таких ребятишек устроены в семьи. Я хочу еще раз поблагодарить тех, кто стал для них мамой и папой. Нашими общими усилиями Омская область должна стать территорией без сирот.

Важными остаются вопросы доступности образования для особенных детей. Их у нас около 13 тысяч.

При содействии Агентства стратегических инициатив и Института коррекционной педагогики Российской академии образования наша область вошла в число 4-х пилотных регионов, в которых создается система непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, у нас начал работать ресурсный центр «Открытый мир», где оказывают помощь детям, страдающим аутизмом. Мы создали его с нуля, обучили специалистов. Таких центров для детей-аутистов в России сегодня единицы.

Теперь к теме спорта. Минувший год запомнился нам Олимпиадой в Рио-де-Жанейро, с которой омичи вернулись с полным комплектом медалей. Мы гордимся победами Веры Бирюковой, Виталины Бацарашкиной, Романа Аношкина. Они стали примером для подрастающего поколения.

Сегодня юные омичи имеют возможность заниматься более чем сорока видами спорта. Да, далеко не все из них станут чемпионами. Но любительский спорт не менее, а может быть, и более важен, потому что это здоровье наших людей.

В прошлом году мы отремонтировали спортивные залы в 16 сельских школах. Эта работа продолжается.

По программе «Газпром – детям» построено 25 комплексных спортивных площадок и пришкольных мини-стадионов. Завершено строительство двух физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейнами на Левобережье. Реконструировано футбольное поле спортивного комплекса «Красная Звезда», произведен капитальный ремонт стадиона в Горьковском. Введены ледовая арена имени Ирины Родниной и крытый хоккейный корт в Тевризе. Начато строительство хоккейной академии «Авангард», которая станет центром подготовки хоккеистов Сибири и Урала.

Переходя от темы спорта к медицине, отмечу главный результат года – снижение показателей смертности, в том числе от болезней системы кровообращения, новообразований и туберкулеза. Снижается и младенческая смертность.

Выросли объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Ее смогли получить 10 тысяч омичей, это в 1,5 раза выше уровня 2015 года.

Планомерно мы обновляем автопарк «скорой». В прошлом году этой службе передано 54 новых автомобиля, из которых 20 приобретены за счет областного бюджета.

В этом году мы уделим особое внимание экстренной медицинской помощи жителям труднодоступных районов. Регион примет участие в соответствующей федеральной программе. Это даст нам возможность гораздо чаще использовать санавиацию. У нас появится еще один, дополнительный, вертолет.

Мы выполняем свои обязанности и в части предоставления льгот. Обеспечиваем омичей лекарствами по льготным рецептам. За год отпущено препаратов на сумму более 2 млрд. рублей.

Мы сохраняем достигнутый уровень социальной поддержки граждан, включая такую важную меру, как бесплатный проезд на общественном транспорте. В прошлом году этим правом воспользовалось около 300 тысяч омичей. Расходы регионального бюджета составили 1,5 млрд. рублей.

С 1 января 2016 года для инвалидов I и II групп и семей с детьми-инвалидами за счет областного бюджета компенсируются расходы на уплату взносов на капитальный ремонт. С мая такая же мера поддержки установлена для пожилых старше 70 лет.

Остаются доступными для жителей региона и услуги социального обслуживания. Наравне с государственными учреждениями в этой сфере успешно работает частный сектор. Задачу Президента Владимира Владимировича Путина – обеспечить негосударственным организациям доступ в социальную сферу – мы успешно выполняем. Если три года назад доля частного сектора в общем числе тех, кто оказывает социальные услуги, у нас была всего 2%, то сейчас – уже почти 18%.

Сегодня в регионе открыто 8 частных пансионатов для пожилых. Создано 15 центров социальной адаптации для людей без определенного места жительства и других маргинальных групп граждан.

В прошлом году субсидии из областного бюджета получили 77 социально ориентированных некоммерческих организаций. Благодаря этому новым оборудованием оснащены клубы и центры для занятий с пожилыми, с людьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами и детьми из многодетных семей.

Важным итогом прошлого года стал устойчивый рост продолжительности жизни омичей. Чтобы так было и впредь, мы должны создавать для этого условия. И это не только здравоохранение, образование и социальное обслуживание. Это также благополучная экологическая обстановка, комфортная городская среда. А здесь еще многое предстоит сделать.

Одна из задач – улучшение жилищных условий. В прошлом году для переселения граждан из аварийного жилья сданы 5 многоквартирных домов в Омске и 163 дома в районах области. Приобретено 136 жилых помещений. Ключи от новых квартир получили более 2 тысяч человек.

Долгожданное новоселье было и у почти трехсот дольщиков. При нашем содействии в Омске введены в эксплуатацию 4 проблемных дома. И эта работа продолжается.

Набирает темпы региональная программа капитального ремонта. Завершены работы в 793 многоквартирных домах, это в 3,5 раза больше, чем в 2015 году.

Жилищно-коммунальное хозяйство остается в центре внимания. У нас действует 70 концессионных соглашений, утверждено 40 инвестиционных программ. Это позволяет ежегодно вкладывать в модернизацию коммунальных объектов не менее 100 млн. внебюджетных рублей. В прошлом году средства инвесторов были направлены на развитие систем теплоснабжения и газификации в Исилькульском, Кормиловском, Любинском, Полтавском, Русско-Полянском, Тарском, Тевризском и Черлакском районах.

Модернизация систем теплоснабжения позволила по сравнению с предыдущим годом более чем на 7% снизить потребление дорогостоящего мазута и на 3% увеличить потребление возобновляемых видов топлива.

Построено 187 км газораспределительных сетей - на 25% выше плана. Газифицировано более 7 тыс. квартир.

В целом уровень газификации жилья природным газом на начало этого года в регионе составил более 29% при среднем уровне в Сибири – 6%. Мы приняли региональную программу. За 5 лет планируем повысить уровень газификации жилья до 33%.

Теперь о дорогах. Говорилось о них в прошлом году немало. Но не только говорилось, а и сделано было много. Уверен, вы все это заметили. Объем дорожного фонда вырос почти в два раза и составил 7,2 млрд. рублей. Построено 38 км новых дорог. Отремонтировано 460 км, из которых 180 км – в областном центре. В Крутинском и Тевризском районах возведены два мостовых перехода. На 101 объекте проведены аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий паводка.

На этот год у нас также большой объем дорожных работ, и они идут полным ходом.

Уважаемые коллеги!

Омская область – крупный промышленный и аграрный регион. По величине валового регионального продукта мы занимаем 27 место в России и 5-е в Сибири. Половина произведенной в регионе добавленной стоимости приходится на долю промышленности и сельского хозяйства.

Однако кризисные явления на макроуровне не могли не отразиться на нашем социально-экономическом положении. Ряд показателей в прошлом году снизился. Это объем промышленного производства, инвестиции в основной капитал, объем работ в строительной отрасли, оборот розничной торговли.

Предприятия, ориентируясь на потребности рынка, вынуждены были гибко перестраивать производственные планы и программы. Также сказался эффект высокой базы по отдельным отраслям и производствам в предыдущий год.

Вместе с тем по объему отгруженных товаров и выполненных работ в обрабатывающем производстве мы заняли 15 место в России и 2-е в Сибири.

Тенденция «оживления» в промышленности в конце года подтверждается и нынешней динамикой индексов промпроизводства. За 4 месяца рост составил 3% к аналогичному периоду прошлого года. Это существенно выше, чем в среднем по России.

Вопросы развития промышленного производства, выпуска высокотехнологичной и импортозамещающей продукции – в приоритете Правительства Омской области.

В начале прошлого года мы заключили соглашение о сотрудничестве с федеральным Фондом развития промышленности. Первый результат – Фонд принял решение о предоставлении займа в 300 млн. рублей на финансирование проекта по производству фенола. Это позволит возобновить его выпуск на новом технологическом уровне, обеспечить потребности не только российского рынка, но экспортировать продукцию за рубеж. А для Омской области – это реальные инвестиции, рабочие места и налоговые поступления.

В этом году Фонд одобрил еще одну заявку – омской компании по производству гибкой упаковки.

Сейчас мы выходим на новый уровень сотрудничества с этой федеральной структурой. Уже принято решение о создании регионального фонда развития промышленности. Предприятиям, которые проводят модернизацию или создают современные производства, планируется предоставлять совместные целевые займы под 5% годовых. Еще один плюс от создания регионального фонда – это стимулирование притока инвестиций в развитие промышленности. Работа фонда будет ориентирована не только на крупные предприятия, но и на средний и малый бизнес.

Одним из значимых результатов минувшего года стало завершение формирования нефтехимического и агробиотехнологического промышленных кластеров. Приказами Минпромторга России они внесены в реестр промышленных кластеров и специализированных организаций.

В этом направлении мы – лидеры. В федеральном реестре зарегистрировано пока всего 18 кластеров. И 2 из них – омские, причем одни из самых крупных по объему инвестиций.

В составе нефтехимического кластера 15 предприятий с объемом отгрузки продукции 47 млрд. рублей.

Агробиотехнологический кластер объединил 17 организаций. Объем реализации их товаров и услуг по итогам прошлого года превысил 8 млрд. рублей.

Внесение промышленных кластеров в реестр Минпромторга является очередным шагом к повышению конкурентоспособности региональной экономики и дает возможность привлечения федерального финансирования.

Также в этом году учреждена Ассоциация лесопромышленного кластера. Сейчас ведется подготовка заявки в Минпромторг России для его включения в реестр.

Коснусь трех крупных и значимых проектов в промышленности. В первую очередь – это производство катализаторов. В прошлом году началась работа над ним. Этот масштабный проект имеет особое значение для российской программы импортозамещения, ведь сегодня большинство нефтеперерабатывающих заводов приобретают катализаторы за рубежом. На базе ОНПЗ уже открыт инженерный центр по испытанию катализаторов для вторичных процессов нефтепереработки, заработала первая в России пилотная установка каталитического крекинга.

Второй проект – это завод «Полиом», где в прошлом году выпущена полумиллионная тонна полипропилена – всего через три года после запуска производства. Достойный результат. Для производителей полипропилена в Омской области предусмотрены налоговые преференции, срок действия которых в прошлом году продлен до конца 2021 года. Необходимость государственной поддержки обусловлена планами по освоению рынка сополимеров полипропилена, которые в России производят лишь четыре предприятия. На сополимеры приходится около 60 % всего российского импорта полипропиленов. Кроме того, выпуск новых марок полипропилена с более высоким переделом даст дополнительный импульс развитию нефтехимического кластера.

Ставку мы делаем и на завод «Прогресс». В прошлом году ему был присвоен статус федерального научно-производственного центра. Сейчас здесь проводится техперевооружение, идет подготовка к изготовлению всей номенклатуры резинокордных и резинометаллических изделий. Определены 9 перспективных направлений развития центра, в том числе создание на его базе четвертого в мире центра разработки, исследований и испытаний шин авиационных и специального назначения.

Не оставляем мы и арктическое направление промышленности. Утверждена «дорожная карта» проекта, направленного на применение высокотехнологичной продукции омских промышленных предприятий в дочерних обществах «Норильского Никеля». Это позволит увеличить объемы производства продукции для компаний, которые работают в условиях Арктики.

Еще один ключевой сектор региональной экономики – сельское хозяйство. По объемам производства сельхозпродукции наша область на 20 месте в России и 3-м в Сибири. По валовому сбору зерна мы на 12 позиции в стране. В прошлом году наши аграрии собрали хороший урожай – 3,3 млн. тонн. Это чуть ниже 2015 года все-таки сказались последствия подтопления отдельных районов.

Наши аграрии высеяли более 30 тыс. тонн семян зерновых и масличных культур высших репродукций на площади 187 тыс. га. Возросла доля площади под элитными семенами.

Самого высокого за последние 10 лет уровня достигло производство льноволокна. Омская область заняла второе место в России по площади выращивания этой культуры.

Мы продолжаем удерживать высокие позиции по производству продукции животноводства: 2 место в Сибири по производству мяса, 4-е – по производству молока и 5-е – по производству яиц.

По сравнению с 2015 годом усилены меры господдержки по таким направлениям, как создание и развитие КФХ, производство льна, содержание племенного поголовья коров молочного направления.

Объем господдержки сельхозтоваропроизводителей в прошлом году превысил 3,2 млрд. рублей, из которых 2,5 млрд. рублей – средства федерального бюджета. Поддержку получили 11,5 тыс. хозяйствующих субъектов.

Завершены 16 инвестиционных проектов по строительству и модернизации животноводческих комплексов и производств по переработке сельхозсырья. Среди крупных – проекты ООО «Соляное», «Руском-Агро», акционерного общества «Нива». «Морозовская птицефабрика» запустила инкубаторий, птицеферму и птицеводческий комплекс.

По данным Омскстата, объемы капитальных вложений в развитие сельского хозяйства выросли на 21% к уровню 2015 года.

Затронув тему инвестиций, отмечу, что рост капитальных вложений в основные фонды по отдельным отраслям не смог компенсировать снижение общего объема инвестиций в основной капитал.

Реализация ряда крупных инвестиционных проектов была ограничена из-за недостаточного развития инженерной инфраструктуры, высокой стоимости технологического подключения к инженерным сетям. Кроме того, многие компании снизили инвестиционную активность из-за низкого спроса на продукцию, сложностей с получением банковского кредита. А жесткий региональный бюджет последних лет и сокращение федерального софинансирования не позволяли наращивать бюджетные инвестиции.

Несмотря на эти ограничения в прошлом году в различных отраслях реализовано 25 крупных проектов. Флагманы омской экономики инвестировали 34 млрд. рублей, почти на 2% больше, чем годом ранее. На малый бизнес, в том числе и микропредприятия, пришлась немалая сумма – более 5 млрд. рублей инвестиций.

Наши действия были максимально ориентированы на обеспечение роста инвестиционной и предпринимательской активности, создание для этого организационно-правовых и инфраструктурных условий.

Внесены изменения в региональный закон о госполитике в сфере инвестиционной деятельности. Они направлены на повышение качества проектов, включаемых в Реестр приоритетных. По данным на конец прошлого года в него включено 5 проектов с суммарным объемом инвестиций 6,8 млрд. рублей. В январе в реестр вошел еще один проект – по реконструкции регионального распределительного центра «Тандер» с объемом капиталовложений 550 млн. рублей.

В марте прошлого года заключен первый договор аренды земельного участка без торгов в рамках масштабного инвестиционного проекта в Кормиловском районе.

Сокращено количество документов, необходимых для перевода земельного участка из одной категории в другую. С 40 до 30% от кадастровой стоимости снижена выкупная цена земельных участков для представителей малого и среднего бизнеса, которые являются собственниками зданий и сооружений на них.

До 10 лет пролонгированы налоговые каникулы по налогу на имущество для организаций обрабатывающих производств и сельского хозяйства, созданных с 1 января 2013 года, на которых работает не менее 50 человек.

Создание благоприятного климата для бизнеса – это задача всех уровней власти. Для того чтобы диалог с инвесторами был эффективным и на местном уровне, мы выстроили работу с муниципалитетами. По моему поручению Министерством экономики разработана система оценки работы глав районов по улучшению инвестиционного климата и конкурентной среды. Эта система ляжет в основу рейтинга, который Правительство подготовит в октябре.

Прошлый год был насыщенным и в организационном плане. Проведена большая работа с экспертной группой Агентства стратегических инициатив. Регулярно проходили заседания инвестсовета, где прорабатывались проблемные вопросы.
В конце года запущен обновленный Инвестиционный портал Омской области.

Задача №1 региональной политики – переломить отрицательную динамику инвестиций.

Сегодня уже есть возможности для восстановления инвестиционного спроса. Во-первых, снижается неопределенность на макроуровне. Федеральная экономическая повестка изменилась, и задача стабилизации сменилась задачей развития.

Во-вторых, на всех уровнях идет активное совершенствование механизмов поддержки инвесторов и реального сектора. Все это способствует росту деловой активности и предпринимательской уверенности.

С этого года мы внедряем 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона. Их разработало Агентство стратегических инициатив на основе лучших практик. Эта работа включает повышение эффективности процедур получения разрешений на строительство, регистрации прав, постановки на кадастровый учет, подключения к инженерным сетям, а также снижение административных барьеров и поддержку малого и среднего предпринимательства.

В каждом отчете перед Законодательным Собранием я подчеркиваю, насколько важным считаю развитие малого бизнеса. Доля этого сектора в валовом региональном продукте постепенно растет и уже превышает 26%.

Конечно, прошлогодняя экономическая ситуация не лучшим образом отразилась на развитии сектора, снизился оборот малых компаний. Но при этом количество зарегистрированных в регионе предпринимателей увеличивается – в прошлом году добавилось более тысячи.

На поддержку малого и среднего предпринимательства из федерального и областного бюджетов в прошлом году направлено более 190 млн. рублей. В первую очередь внимание уделялось малым и средним компаниям, которые проводят модернизацию производств и обновляют оборудование, а также социальным предпринимателям. Финансовую поддержку получили 53 субъекта малого бизнеса. Софинансирование муниципальных программ позволило оказать грантовую поддержку 158 начинающим предпринимателям.

Впервые через Федеральное агентство по делам молодежи привлечены средства на развитие молодежного предпринимательства. Новым направлением стало содействие малому бизнесу в монопоселении Красный Яр Любинского района.

В прошлом году у нас принят ряд принципиальных законодательных решений по поддержке малого и среднего бизнеса.

На федеральном уровне утверждены наши инициативы по сохранению единого налога на вмененный доход и вынесению предпринимателям предупреждений вместо штрафов. Это очень важно для бизнеса, который не надо «бить по рукам» чрезмерными налогами и административным давлением.

Региональным законом расширен перечень видов деятельности, по которым можно приобрести патент. В результате в прошлом году налоговые поступления от применения патентной системы выросли на треть.

Уже в этом году вы, уважаемые депутаты, поддержали инициативу о продлении до 2021 года налоговых каникул для впервые зарегистрированных предпринимателей и распространении действия каникул на сферу бытовых услуг.

Сейчас я поставил задачу подготовить ещё один законопроект – о снижении налоговых ставок по «упрощенке» для действующих предпринимателей. С этим предложением ко мне обращались различные бизнес-объединения в ходе наших традиционных встреч. В ближайшее время проект будет представлен вам на рассмотрение. Рассчитываю на ваше понимание его значимости.

Несколько слов об инфраструктуре поддержки малого бизнеса. В прошлом году заработал региональный фонд микрофинансирования малого и среднего предпринимательства. Выдано 7 микрофинансовых займов. В этом году в рамках федерального и областного бюджета мы значительно увеличиваем возможности фонда – на 101 млн. рублей Планируем предоставить не менее 20 микрозаймов.

Кроме того, между Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и Правительством области заключено соглашение для максимального привлечения в регион ресурсов корпорации. Здесь речь идет об участии омских предпринимателей в льготном кредитовании по «Программе 6,5». На сегодня объем выданных кредитов по этой программе составил почти 900 млн. рублей. Поддержано 35 проектов.

Еще один важный момент – доступ малого бизнеса к поставкам для государственных нужд. По итогам прошлого года стоимость заключенных с предпринимателями и социально ориентированными НКО контрактов составила 2,8 млрд. рублей. Это почти 20% всех контрактов.

При этом остаются проблемы с муниципальными закупками, где доля малого бизнеса – чуть более 9%. Разница – практически вдвое. Это неприемлемо. Неудовлетворительно я оцениваю и поддержку социального предпринимательства в районах области.

Мы одними из первых в стране начали развивать социальное предпринимательство. Сегодня эта сфера действительно стала заметной. Представьте, 1800 предпринимателей и организаций, которые создали 6 тысяч рабочих мест. Из этой массы социального бизнеса – только 100 предпринимателей из 24 районов стали слушателями Школы центра социальных инноваций. Главы районов обязаны наладить эту работу.

Совместно с негосударственным сектором нам удается решать целый ряд проблем. Совместными усилиями два года назад мы сняли в регионе проблему очередности в детские сады и дома престарелых. Сейчас идет освоение новых ниш – спорта, туризма, социального обслуживания.

Мы пришли к пониманию, что необходима структура, которая будет консолидировать соцпредпринимателей и координировать их работу. И в этом году мы создали кластер социальных инноваций. Первый в России.

О нашей работе я докладывал на Втором форуме социальных инноваций регионов неделю назад в Красногорске. За вклад в реализацию государственной социальной политики мы получили благодарность Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. На форуме она объявила, что в ближайшее время будет принят закон, который закрепит на федеральном уровне статус «социального предпринимательства» и установит его критерии. Такой закон был очень нужен. Мы его инициировали, провели серьезную работу с Минэкономразвития РФ. И нас услышали.

В завершении немного расскажу об изменениях в системе регионального управления, которые мы ввели с августа прошлого года.

В Минэкономики создан Проектный офис по реализации стратегии социально-экономического развития региона. Мы изучили региональные практики проектного управления, пошагово спланировали действия по его внедрению у нас. Сегодня формируем ведущую модель проектного управления регионального уровня.

Проведен анализ стратегических целей и задач развития региона до 2025 года, что позволило сформировать отдельные инициативы по запуску проектов.

Сейчас разработано 50 проектов, в том числе 10 по направлениям, которые определены Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте России.

Эта федеральная инициатива своевременна. Использование проектного подхода в государственном управлении дает возможность сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях, существенно ускорить управленческие процессы, упростить принятие решений и сократить время между этапом генерации идеи и ее практическим воплощением.

И, пожалуй, самое главное. Работая в новом ключе, мы повысили персональную ответственность, нацеленность на результат и личную эффективность каждого участника команды. Уже сегодня внутри министерств изменился привычный ход событий и настрой сотрудников. Автоматизация дала полную прозрачность – кто конкретно, когда и что должен сделать для получения результата. Уверен, за проектным управлением в государственной сфере будущее.

Конечно, работа по совершенствованию системы госуправления этим не ограничивается. В безусловном приоритете в прошлом году были вопросы повышения эффективности региональной бюджетной политики. Для сохранения сбалансированности бюджета мы дополнительно привлекли 1 млрд. рублей дотаций из федерального бюджета.

Улучшили структуру кредитного портфеля – долю коммерческих заимствований сократили с 83,5% до 63%. В результате на обслуживании госдолга сэкономили 1,6 млрд. рублей.

Впервые за 6 лет стабилизации долговая нагрузка к январю этого года была снижена до 80%. Регион выполнил все обязательства по соглашениям, заключенным с Минфином России на предоставление бюджетных кредитов.

Благодаря выстроенной работе мы сформировали источники достаточные для выполнения в полном объеме всех обязательств перед омичами и исполнения «майских» указов Президента России. Всего в прошлом году на их исполнение из консолидированного бюджета направлено около 30 млрд. рублей. В соответствии с рекомендациями Минтруда России обеспечено достижение установленных целевых показателей поэтапного повышения оплаты труда работников бюджетной сферы.

Уважаемые депутаты!

Правительство Омской области в течение пяти лет последовательно реализует курс на повышение открытости, выстраивание равноправного и эффективного диалога с бизнесом и гражданским обществом.

Сегодня мы активно используем различные форматы обсуждений общественных инициатив, поиска решений проблемных вопросов, получения «обратной связи» и учета мнения омичей. При каждом органе власти действуют общественные советы. Ежегодно проводится оценка качества предоставляемых государственных услуг. Стало нормой публичное обсуждение проектов правовых актов, затрагивающих вопросы инвестиционной деятельности и предпринимательства, в том числе с участием депутатского корпуса.
Уверен, мы продолжим нашу совместную работу в таком же конструктивном ключе.

Благодарю за ваши вопросы. Большинство из них носит частный, конкретный характер, поэтому я не стал останавливаться на них в докладе. Письменные ответы направлены в Законодательное Собрание Омской области.

Благодарю за внимание!


15.06.2017 11:32

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter